302008, Россия, г. Орел, Высоковольтная, д.8          +7 (4862) 72-20-43    +7 (4862) 20-17-18                orel.ipodrom@mail.ru               

История ипподрома

14 января 1900 года – открылся новый ипподром общества охотников конского бега для проездки лошадей на выгоне (т.е. за городской чертой) в конце улицы Васильевской. Первый день бегов был назначен на 2 февраля. Этот ипподром попал на карту города, как раз тех лет издания. Обозначался почти как на современных картах, а вот подпись гласила (дословно): Гипподромъ. Ещё на одной, более подробной карте, изданной А. Андерсоном в 1901 году этот ипподром тоже обозначен. Подписан так же, но имеется весьма важное уточнение в виде подписи длины ипподрома - 440с[аженей]. По этой же карте можно установить абсолютно точное расположение этого ипподрома. Находился он в квартале нынешних улиц: Васильевская, Колхозная, Спивака и Циолковского (ближе к Васильевской и вдоль неё).

На данный момент не располагаю какой-либо информацией о деятельности этого ипподрома, но один исторический факт упустить не могу. В 1909 году на нём было брошено первое зерно зарождавшейся орловской авиации. А именно: в 1909 – впервые над Орлом пролетел аэроплан. Поднимался он с ипподрома что находился за Крестительским кладбищем, с дальнейшим пролётом над гордом. Управлял аппаратом летчик Я.И.Седов.
Данная площадка прекратила своё существование ещё до Великой Отечественной войны. На германской аэрофотосъёмке уже не проглядывается, на картах не обозначается.
 
 
Сохранилась дата создания и второго ипподрома, на другом месте. Упомянутое выше издание сообщает нам:
«25 октября 1911 года - Обществом поощрения рысистого конезаводства приобретена земля у крестьян Подмонастырской сл. для устройства ипподрома возле Троицкого кладбища».
Ипподром обозначен на схеме города 1930 года и подписан как - "Конские бега". Так же обозначался на различного масштаба довоенных и послевоенных картах. Видимо, в какое-то время не использовался или был не пригоден для эксплуатации, но всё в том же издании сообщается о восстановлении ипподрома в 1938 году.
 
 
А уже в 1939 на его базе была создана - Областная конно-спортивная школа с 15-ю учебными лошадьми.
Установить точное местонахождение тоже не трудно. Он располагался в квартале улиц: Лескова, Приборостроительная, Цветаева, Грановского. В память о нём сохранилось название - Ипподромный переулок, который частично проходит по территории бывшего ипподрома.

Книга Е. Николаевой "Орёл промышленный" даёт нам ответ на вопрос о дате закрытия и ликвидации этого ипподрома перед переносом его на новое место. Завод "Диффузант" (ныне "Протон") заложили в декабре 1969 года на территории бывшего ипподрома.
 
 
Новый ипподром был построен на территории Сельхозвыставки, где находится и по настоящее время. Соревнования возобновились в 1971 г.
 
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​
 
Вот такое очень редкое фото проекта орловского ипподрома (кн. "Орёл", 1955г.)
 
​​​​​​​
 
Леонид Николаевич Потапов - художник, поэт, публицист, краевед, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и ремёсел, был человеком, щедро наделенным талантами.
4 января 1943 — 29 ноября 2004

Он родился в 1943 году в Орле. Окончил художественно-графический факультет Орловского педагогического института. После службы в армии, Леонид Николаевич работал учителем черчения и рисования. С 1985 по 2004 год преподавал в Орловской Школе изобразительных искусств и народных ремесел. Член Союза художников России с 1989 года. Его графические работы серии «Районный город Болхов»: «Церковь Петра и Павла», «Летят журавли», линогравюры принимали участие в областных и всероссийских выставках: «Край Черноземный», «Памятники Отечества», «Художники земли Орловской», «Поэтическая Россия».

Леонид Николаевич работал и был не только художником, но и талантливым поэтом и краеведом. В течение нескольких лет он вёл на областном радио передачи об Орле. В память о Леониде Потапове вышло издание – «Орловский край в русской литературе XX-XXI веков»
Из книги «Орёл послевоенный»
(не судите строго, писалось по детским воспоминаниям)

Бега.
Летом на афишных тумбах и стендах появлялся плакат. «Бега», - а ниже мелким шрифтом: «Испытание рысистых лошадей», - и адрес ипподрома, хотя весь город знал, что находится он за Троицким кладбищем. Тогда, в начале 50-х, еще не было на площади Ленина административного центра, не были построены заводы: «Приборов», «Малютка», «Научприбор» и «Диффузант», - и соответственно не ходил в эти районы, считавшиеся отдаленными, общественный транспорт, и на ипподром шли пешком от остановок трамвая, от нынешней гостиницы «Салют» и городского парка по Школьному переулку и Пионерской улице. Уже за полчаса до начала первого заезда люди группами шли через кладбище и, пройдя его насквозь по центральной аллее, поворачивали направо. Году , наверное , в 55-ом за кладбищем, судя по всему к десятилетнему юбилею окончания войны, были обустроены могилы похороненных здесь немецких солдат. Их огородили легкой оградой из металлической полосы, а внутри насыпали по шнурке несколько сотен могил и обложили их дерном, который нарезали тут же, рядом со стрельбищем, лежавшем вдоль бегового круга. И когда фронтовики, увешенные орденами, медалями, орденскими планками шли на ипподром, они всегда ругались, а между собой говорили, что своих-то бросили на полях сражений, даже места не отметив, а фашистам такой почет и уважение.

Круг на ипподроме был верстовой, на финишной прямой располагалась небольшая деревянная трибуна с лавочками для зрителей, а наверху — судейская будка, откуда колокол и возвещал о начале и окончании заездов. Оттуда спускался судья и на доске-указателе напротив писал мелом результаты очередного заезда; причем, не знаю, какой они пользовались шкалой, но у них всегда были не десятые, а восьмые доли секунды. Дальше, за ипподромным кругом, за дальним виражом находились конюшни, принадлежавшие Госконюшне и Злынскому конезаводу. Осенью, в сентябре, после окончания бегового сезона там разворачивали областную сельско-хозяйственную выставку, где показывались лучшие достижения за прошедший год: племенной скот с табличками-показателями продуктивности, урожаи зерна в снопах, словом, как на ВДНХ, только рангом и богатством пониже. Потом выставку перенесли на Цон и даже построили въездной павильон, заасфальтировали центральную аллею и провели несколько беговых дней, но дело заглохло, и только потом разместили здесь новый ипподром, а место старого, снесенного занимают теперь заводы «Научприбор» и «Диффузант».

Ипподром был радиофицирован, и уже издалека можно было услышать музыку, обычно русские и зарубежные маршы и вальсы, а также бывшие в моде фокстроты, передавали песни в исполнении Лемешева, Козловского, других популярных певцов того времени, а кроме этого у главной трибуны внизу всегда играл духовой оркестр, имевший свой постоянный репертуар. Зрителей собиралось до нескольких сотен. В первые послевоенные годы существовал тотализатор, за трибуной стояло несколько фанерных будок, но играть в нем никто не хотел — наши простые провинциальные люди предпочитали скинуться в шапку по количеству лошадей в заезде обычно это были небольшие ставки по пять- десять еще дореформенных, до 1961-го года, рублей. Выигравший просто оставлял деньги в шапке на следующий заезд, а остальные забирал. Таких групп игроков собиралось несколько. Были они достаточно постоянны на протяжении многих лет. В беговые дни приезжали бортовые машины, ставились столы, расставлялись напитки и закуски, тогда еще была в***ка на разлив, и ипподромный обыватель всегда имел возможность и выпить и закусить между заездами. Развлечений в то время было не много: бега да стадион, и многие после бегового дня успевали еще и на футбол на стадион «Динамо» или «Трудовые резервы», благо идти было всего минут десять- пятнадцать, и там успевали отметиться в буфете между таймами, причем часто продолжали болеть теми же компаниями.

В будние дни шел обычный тренинг, лошадей тротили, то есть пускали мелкой рысью ( наподобие человеческой трусцы) или давали маховую работу, когда лошадь шла широкой, но не полной рысью. В четверг была «резвая», во время которой проезжалась полная дистанция с максимальной скоростью. Обычно «резвая» начиналась утром по холодку. Наездники не в воскресных камзолах и картузах, а по-домашнему выезжали на круг, каждый с секундомером и засекали не только время, показанное своей лошадью, но и время конкурентов. Опытному наезднику не составляло труда только по четверти круга — 250-ти метрам определить возможность той или иной лошади. В середине 50-х рекорд страны, установленный Жестом, равнялся 1 минуте 59,6 секунды, да и по ныне двухминутный рубеж является показателем высочайшего класса для орловского рысака. Жест был от Талантливого и Жалмерки, но ни Жеста, ни тем более Талантливого, который ехал в свое время 2,02, мы, провинциальные мальчишки, видеть не могли. Это были отголоски разговоров знатоков, которые бывали и на Московском, и даже на Одесском ипподромах. А вот брат Жеста — Тамерлан, гнедой жеребец 1949 года рождения, от Талантливого и Армейской, был одним из фаворитов Орловского ипподрома, хотя его результат 2,12 секунды был далек от резвости отца и брата. Конечно, рассчитывать на то, что в провинции были сверхрезвые лошади, не приходилось — самое лучшее (независимо от того, кому это принадлежало: колхозам, совхозам или конным заводам) забирала Москва и там- лучше мастера-наездники, а в Орле тогда наездников выше 1 категории не было. Начинали работать с лошадью очень жестко, лошадь неперспективную быстро возвращали назад, выжав из нее все соки, как тогда говорили знатоки: «Был на Московском ипподроме, вернулся разбитым» или же в «разобранном состоянии»...
 
Каждый наездник имел свои цвета, и в беговых программах писали: «Камзол вишневый, картуз голубой»,- или: «Камзол палевый, рукава красные, картуз голубой», - именно по ним определяли наездников и лошадей, и только мы, мальчишки, которым наездники даже доверяли тротить и вышагивать лошадей после «резвой» (тогда еще ворот для вышагивания не было), знали каждую лошадь.
Из этой обоймы наездников в середине 50-х самым титулованным был Н.И. Лапиков, он уже успел поработать на других ипподромах, имел первую категорию. Все остальные: К. Дьячкин, живший рядом на Новотроицком поселке, Н.Анкин (дядя Коля), Ф. Бологов — имели вторую и третью категории, а Ештокин и Бафанов первое время даже числились ездоками. Интересно, что и сейчас, 50 лет спустя, фамилии эти на слуху, только едут теперь их дети и внуки. Называли их чаще просто по именам: Николая, Филя, старшего Жиляева звали «дед».
 
Дед ездил на Аскольде — красивом вороном жеребце, с белым носом и белыми ногами, про таких говорят «в чулках». Из всех лошадей старшего возраста Аскольд был самым резвым, 2,11 секунды — стояло в программах напротив его имени.
 
И не только цифры красили жеребца, он действительно обладал прекрасным ходом, но часто сбоил, то есть переходил на галоп, что строго карается на состязаниях рысаков. Знатоки говорили, что Дед не справляется с жеребцом, что тот ему не по классу, хотя даже через столько лет можно это оспорить, ведь имей Аскольд устойчивую рысь быть бы ему на Московском ипподроме. Олег Газманов как-то пел: « Вы аллюром несетесь, не чуя узды»... А аллюром нельзя нестись. Аллюр — это способ движения лошади. И шаг- аллюр, и рысь, и галоп,- все это разные аллюры. Рысь — это поставленный человеком способ движения лошади. Никогда в природе, если лошади нужно двигаться быстро, она не пойдет рысью, потому что галоп гораздо быстрей, более 60-ти километров в час, рысь — чуть больше сорока, причем у рысака ставится одновременно левая передняя и правая задняя нога и наоборот, и иноходь- очень редкий для нашей местности аллюр, когда левая передняя и левая задняя ставятся одновременно.
 
Знаменитый граф Г.Орлов после окончания турецкой войны прослышал, что у султана есть замечательный арабский жеребец светло-серой серебряной масти, и задался целью получить этого жеребца, но война закончилась, и взять его в качестве приза было уже невозможно, и Орлов купил его за 60 тысяч серебром, немыслемые в то время деньги. Чтобы не повредить здоровью лошади и не подвергать морской качке, решили вести посуху своим ходом и целый отряд со всеми необходимыми предосторожностями, вплоть до того, что даже сено перебиралось самым тщательным образом по травинке. Прошло несколько месяцев в пути, прежде чем жеребец очутился в имении Орлова. Это была необычайно красивая лошадь, и граф считал, что именно она истанет родоначальником орловского рысака -легкого, выносливого, в отличие от тяжелых европейских лошадей. Сначала жеребца нарекли Сметанным, уж очень он был хорош и ласков, а потом Сметанкой. Однако весной следующего года, когда конюх, огромный двухметровый мужик, вывел его во двор и жеребец, почуяв кобыл, встал на дыбы, конюх, который любил его больше всех на свете, со словами: «Не балуй», - дернул за недоуздок и опрокинул жеребца на спину. Падая назад, Сметанка опрокинулся на спину и ударился головой о каменную колоду, из которой поили лошадей... Бросились к графу, долго искали конюха, которого потом нашли повесившимся на чердаке. Так закончилась жизнь арабского жеребца в России. Когда чучельщик по указанию графа стал делать чучело, оказалось, что у Сметанки не 18, а 19 пар ребер, такой он был длинный и нестандартный для араба. Сметанка и стал родоначальником знаменитого орловского рысака. От него родилось всего шесть жеребят, и среди них знаменитый Полкан, а вот от Барса приплод составил уже около 900 лошадей, в том числе Лебедь и знаменитый Мужик (первый, выведенный Толстым под именем Холстомера)...
 
Лошади старшего возраста сходились обычно в восьми-десяти заездах. Иногда в дни праздников, например, в День физкультурника или в День военно-морского флота, устраивались заезды в два гита, когда одни и те же лошади шли сначала в седьмом заезде, а потом, вторым гитом, - в двенадцатом, и победителя объявляли по итогам двух заездом. Бывали случаи, когда лошадь шла с поддужным, то есть рядом скакал верховой, скорость которого была значительно выше, и рысак шел за ним, как за лидером. Из группы жеребцов и кобыл, которым в середине 50-х годов было по пять-шесть лет, наиболее классными были: Тамерлан, Аскольд, Резвый Ветер, Грозный, Нарцисс, - резвость их колебалась между 2,11-2,14 секунды, да еще молодой Разговор, огромный серый в яблоках жеребец, - это он под управлением наездника Бологова установил два рекорда Орловского ипподрома — 2,26 для двухлеток и 2,16 для лошадей трехлетнего возраста, что было для тех лет высоким достижением. Чаще других сильнейшие заезды выигрывал Тамерлан, считавшийся, к сожалению, верстовой лошадью, всегда вырывавшей старт, но последние полкруга его, к сожалени, не хватало...
 
В дождливые серые дни глинистая дорожка раскисала и лошадь бросала назад такие комья грязи, что наездники ехали залепленные грязью с ног до головы, а к концу дистанции уже невозможно было разобрать ни цвета наездника, ни его очертания. Тогда еще не было машин-стартеров с турникетом, по которому равняют лошадей при старте и стартовали порой долго и мучительно, по много раз возвращаясь назад, и назойливо звонивший колокол возвещал о том, что старт не состоялся. Лошади, имевшие худшую резвость, стартовали по бровке, а сильнейшие ехали полем и имели номера пять, шесть, семи в зависимости от количества лошадей в заезде. Среди обычных зрителей, интерес которых останавливался на результатах заездов, были и иностранные знатоки. Особенно меня привлекали две женщины — они на протяжении многих лет являлись самыми знающими зрителями на ипподроме. Уже немолодые, лет под пятьдесят, мне, двенадцатилетнему, они казались совсем древними. В светлых летних габардиновых пальто, по моде того времени, в широкополых шляпах, украшенных цветами, они были кладезем ипподромной премудрости, бывали на Московском, Одесском и Харьковском ипподромах, ходили на бега еще в довоенные времена, постоянно что-то вспоминали, в том числе и послевоенных фаворитов: Чека и Пирра. От них я впервые узнал, что когда дается имя жеребенку, обязательно первая и третья буквы должны быть начальными буквами имен матери и отца; что рысак может «шлапотить», то есть переходить на «шлап», когда передние ноги идут рысью, а задние галопом, и что такую лошадь нужно снимать с дистанции, а для того, чтобы рысь была устойчивой, голову лошади надо подтянуть к седелке при помощи оберчека, и множество других подробностей и премудростей. Они называли результаты московских бегов. В их речи звучали фамилии московских мастеров-наездников, перечислялись их хитрости, тонкости и уловки. Из своих сумочек они доставали московские программки с пометками. От них я впервые услышал имя Жест- он был, как тогда говорили, рекордистом Советского Союза и братом нашему Тамерлану...
 
Тот старый Орловский ипподром был местом встреч, о которых можно было и не договариваться потому, что бега начинались всегда в одно и то же время по воскресеньям. Он выполнял функции клуба, в котором многие знали друг друга по много лет, но могли не знать фамилии, должности и звания, а то и имени. Он был одним из немногих послевоенных развлечений- достаточно комфортным и безопасным местом, в отличие от центральных ипподромов, где вовсю работали тотализаторы и было немало и счастливых выигрышей, и трагически изломанных судеб. С его закрытием и переносом на новое место для некоторых закончилась ипподромная эра и они уже не стали ходить на новый ипподром.
 
 
Фото : из личного архива Н.З.Бафановой, Л.В. Потаповой, Ф.Харитонова
Назад
Орловский ипподром на карте